Валентин Богатырев: «Хватит ли у власти воли и настойчивости,
энергии, чтобы довести до конца реформы?»
20.01.2012 16:26 - Polit.kg
18 января в Институте общественной
политики обсуждались уроки 2011 года. Впрочем, страсти, казалось бы, уже
поутихли, и президент новый, и власть, и оппозицию уже создали. До Конституции
только руки пока не дошли. Мы внимательно прослушали доклад руководителя
аналитического консорциума «Перспектива» Валентина Богатырева. Предлагаем его
Вашему вниманию.
- Я уже говорил ранее, что надо
рассматривать все происходившее в 2011 году как очередной этап апрельской
революции. И, на мой взгляд, этот третий этап апрельской революции завершился
достаточно успешно. В 2011 году группе, пришедшей к власти в стране, удалось
сделать ряд важных продвижений.
Среди них я бы, прежде всего, отметил
два.
1) Им удалось справиться с попытками политического реванша, в
виде захвата власти элитами бакиевского времени как через парламент, так и
через президентские выборы. Вы можете пройтись по списку и увидеть, что наиболее одиозные фигуры из
прошлой власти по итогам года оказались в более слабом положении, чем были в
его начале.
2) Им удалось восстановить единовластие в стране. В отличие от отунбаевского времени,
сегодня без президента не решается ни один важный вопрос, ни в Жогорку Кенеше,
ни в правительстве, и дело идет к тому, что восстанавливается управляемость и в
отношении судебной власти.
Начало года ознаменовано крайне весомой заявкой
президента на идейное лидерство и на право самостоятельно определять не только
кадровые назначения в исполнительной власти, но и ключевые вопросы жизни страны
и ее внешнеполитического позиционирования.
Более того, кыргызский президент дал понять,
что он не будет в роли новобранца, и является полноправным партнером в кругу
глав государств постсоветского содружества.
И наконец, мы услышали претензию на
инициативу уже в рамках глобальных политических комбинаций о создании оси
Турция - Кыргызстан - Россия. Инициативу пока, конечно, трудно просматриваемую,
но и Назарбаевский Евразийский союз казался несколько лет назад утопией, а
сегодня востребован, пусть даже в рамках предвыборного проекта.
Таким образом, при всей внешней схожести
процессов формирования коалиции и правительства, мы сегодня имеем уже
совершенно иную власть, чем имели год назад.
Я должен отметить, что Атамбаеву
понадобилось для этого в два раза меньше времени, чем Бакиеву.
Теперь весь вопрос не в том, кто и какую
должность занял. На мой взгляд, это не имеет особого значения. Нынешняя
политическая конструкция дает самые широкие возможности для буквально
секундного решения кадровых вопросов, в том числе по самым топовым позициям.
Главное сейчас: что будет делать
Атамбаев, придя к власти, и насколько ему хватит мощности. Сегодня он, а никто
другой, никакая другая политическая группа, решает, что будет происходить в
стране.
При этом я не соглашусь с тем, когда
говорят, что он – одиночка. Да, команды в бакиевском или акаевском смысле слова
у него нет. И про родственников мы мало что слышим. Но Алмазбек Атамбаев сумел
собрать вокруг себя на ключевых позициях чрезвычайно амбициозных людей, и
намерен, как я понимаю, в полной мере использовать их энергетику для того,
чтобы изменения в стране стали реальностью. И это правильный шаг, поскольку
сегодня только внутренние, национальные амбиции в состоянии спасти страну от
утери суверенитета, от дефолта, от развала.
Более того, это, может быть,
единственно возможный для президента ход. И остается надеяться, что он дает
себе отчет в том, что у такой конструкции есть обратная сторона: все эти люди,
начиная естественно с премьер-министра, рассматривают самого Атамбаева в
качестве ресурса для собственного продвижения.
Это было бы достаточно опасно для
президента, если бы не одно соображение: все они, с одной стороны, не обладают
пока достаточной силой для самостоятельного действия и в этом смысле легко
сносимы, а с другой стороны, все они имеют каждый свою ахиллесову пяту, а
копье, которое может поразить их – в руках президента. Мы только что при
решении вопроса о спикере убедились на примере одного известного политика, как
быстро все закончилось. И это при том, что в ход не было пущено и десятой доли
того, что имелось в распоряжении президента.
Несмотря на ту картину, которую я
представил, думаю, что нет оснований говорить о новом авторитате. В отличие от
первых двух президентов статус нынешнего куда слабее и существуют различные доступные
механизмы ограничения президентского произвола, если таковой проявится. Это
принципиальное отличие.
Сегодня лидерство Алмазбека Атамбаева
обеспечивается не законом, не семейно-клановым контролем, не его президентским
статусом, а исключительно его способностью грамотно принимать политические,
стратегические и кадровые решения. Оно также обеспечивается готовностью других
участников политического рынка принять лидерство Атамбаева.
То есть при
достаточной критической массе неточных решений и при желании в принципе
небольшой группы оппонентов Атамбаев может быть лишен не только нынешнего
объема власти, но и должности вообще. Для этого есть реальные инструменты и
технологии при нынешней политической конструкции.
Но я думаю, что ситуация для Атамбаева
более жесткая. Не только неправильные решения, но и отсутствие правильных
решений может быстро исчерпать ресурс его влияния.
Очевидно, что Атамбаев хорошо это
понимает. Именно потому он делает такие эмоциональные и идеологически заряженные
заявления по таким предметам, которые являются чувствительными для людей.
Прежде всего, это - коррупция, справедливость власти, начиная с судебной, ну и
конечно тема национального единства и гордости.
Я думаю, что его заявления в турецком
парламенте в большей степени адресованы кыргызам, чем собственно туркам.
К этому же типу риторики относится и
неоднократные заявления о неназываемых третьих силах, которые хотят поставить
нашу страну на колени. Я не думаю, что надо как-то прямолинейно видеть за этим
какую-то конкретную страну. И не думаю, что надо кому-то что-то подозревать и
обижаться, а тем более делать по отношению к нашему президенту
внешнеполитические выводы. Это скорее такой собирательный образ врага, который
тоже воссоздается не для того, чтобы кого-то предупредить или напугать, а для
самих кыргызов, для нас самих.
Известно, что есть три основных способа
национальной мобилизации: на великой истории, на великих идеях и на образе
врага.
Здесь есть
определенный выбор, который сделал Атамбаев. На мой взгляд, такой выбор, а
именно выбор стратегии мобилизации нации, основанный на образе несгибаемости
перед внешними силами, да еще и в такой конкретной интерпретации как некие
государства, мне представляется ошибочным. Или, по крайней мере, – весьма
опасным.
Во-первых потому, что
привычка искать врагов и объяснять все свои проблемы их происками трудно
искоренима.
Во-вторых, она
порождает чаще нации-неудачники, нации-жертвы, чем нации –победители.
Ну и в-третьих, все
время приходится говорить, что мы не вас имели в виду, особенно когда
приезжаешь куда-то за деньгами.
Правда, Алмазбек Атамбаев достаточно
твердо взял курс на отказ от попрошайничества. И это что-то действительно
новое. Во всяком случае, со времен нашего гордого отказа от ХИПИКа мы ничего
подобного не слышали. Теперь только согласится ли народ с теми ограничениями, и
непопулярными мерами, которые неминуемо последуют в случае отказа от внешних
заимствований, или, по крайней мере, от тех из них, которые связаны с
политическими обязательствами?
Надо понимать, что независимость дорого
обходится народам. И что надо нам самим серьезно меняться, чтобы быть
свободными. Каждый шаг в сторону национальной свободы будет связан с
внутренними ограничениями и усилиями, которые надо будет применять там, где мы
привыкли ничего не делать.
В принципе, на мой взгляд, сейчас
создана достаточно хорошая ситуация, для того, чтобы приступить к серьезным
системных трансформациям, которыми надо подвергнуть наше общество и наше
государство.
Можно выделить семь векторов или сфер
реформирования. Это:
Изменение философии власти. Не власть ради обогащения, ради получения
преимущества, а власть ради развития, ради обеспечения людей.
Модернизация системы управления государством. Мы имеем давно устаревшее, крайне
неэффективное и затратное государство, которое надо менять.
Формирование реального гражданского общества, не донорального и основанного на
структуре реальных интересов людей.
Новая природа и структура политического пространства, отход от квазипартийной системы и
псевдопарламентаризма.
Изменение системы социо-культурных норм нашего общества, возвращение нравственности или, по
крайней мере, социального осуждения тех, кто поступает неэтично или неправовым
образом.
Переход к кыргызской экономической модели, которую еще надо создать.
И наконец, новое евразийское позиционирование.
В своей совокупности эти реформы задают новое будущее страны.
Я должен сказать, что по всем этим
направлениям идет определенная работа, В ней участвует отчасти власть, отчасти
– гражданское общество. В частности, мы уже видим усилия по оздоровлению власти
и возврату к более высоким требованиям, которые предъявляются к этике власти.
Готовится не примитивно-популистская, а кардинальная реформа
административно-государственного устройства страны. «Турецкий марш» Атамбаева
сформировал заказ для наших внешнеполитических структур на новое евразийское
позиционирование страны и новую, по своему содержанию и характеру систему
внешних отношений. Идет активный процесс формирования политических партий
нового качества, а главное – внепартийных, современных сетевых форм
политической соорганизации граждан.
Определенными
инициативными группами реализуются очень интересные программы по коррекции
социо-культурных норм, достаточно упомянуть, например, проект (скетч-шоу) «Большие
люди», в том числе с его нашумевшим видео.
Ну и так далее. Жить стало интереснее.
Многие из мер в этих сферах заложены в
программе правительства, утвержденной Жогорку Кенешем. И мы видим, что
правительство уже реализует очень инерционные проекты по разделению функций,
удалению из министерств функций контроля, по сокращению госрасходов,
оптимизации инвестиционного климата и другие. Заметьте, это делает
правительство, не успевшее еще даже до конца сформироваться. Фактически за
месяц они уже наделали много шума. Просто пришли несколько человек, которые
знают, что и как надо делать и хотят изменить ситуацию.
Начали они достаточно
бодро.
Я обращаю ваше
внимание на очень интересный феномен: впервые гражданское общество и
правительство поменялись местами. Правительство хочет и делает изменения, а
гражданское общество – жмет на тормоза. Именно из гражданского сектора идут
призывы к сохранению госструктур, отказу от рыночных реформ.
Другой вопрос: являются ли планируемые и
реализуемые изменения достаточными, и хватит ли у власти воли и настойчивости,
энергии, чтобы довести до конца эти реформы. Но это мы увидим уже достаточно
скоро.
Повторю в конце важный, на мой взгляд вывод:
власть едет уже не в шикарном автомобиле, она села на двухколесный велосипед в
переносном и надеюсь прямом смысле. И если она не будет крутить педалями и
двигаться вперед, то упадет и достаточно быстро.
Сегодня есть, как минимум, два сценария
широко обсуждающихся среди аналитиков: по одному из них нынешней власти отведен
срок до осени, по другому - и того хуже - до апреля. Эти сценарии обсуждаются
не просто из желания создать сенсацию. Есть немало объективных признаков,
указывающих на неустойчивость власти, и на близкий кризис.
Но это может быть темой
отдельного разговора.
|