T R I A D A S

Пятница, 19.04.2024, 14:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2012 » Май » 28 » «В чем главная проблема Атамбаева? Это сам Атамбаев…» 21.05.2012 18:40 - Polit.kg
07:48
«В чем главная проблема Атамбаева? Это сам Атамбаев…» 21.05.2012 18:40 - Polit.kg


 «В чем главная проблема Атамбаева? Это сам Атамбаев…»
21.05.2012 18:40 - Polit.kg

«Сейчас президент проходит ту самую точку принятия решений, когда в авиации летчик должен решить поднимать ли самолет в воздух. Пропустишь этот момент – уже не взлететь», - сказал в своем выступлении на круглом столе 18 мая 2012 года на тему «169 дней Алмазбека Атамбаева» Валентин Богатырев, руководитель аналитического консорциума «Перспектива».


При оценке событий, процессов, и особенно людей, их действий очень часто применяются три подхода.

Первый – это сравнение их с теми, кто уже были или есть. В нашем случае это ответ на вопрос о том, что такое президент Алмазбек Атамбаев по сравнению с его предшественниками и его коллегами.

Второе – это сопоставление реально происходящего с тем представлением о себе, своих целях, действиях, намерениях, которые декларировал или иным способом вызвал в представлениях людей президент Алмазбек Атамбаев. То есть, на что надеялись, что нам обещали и что мы получили.

И наконец, третий – оценка с точки зрения того, как этот руководитель страны повлиял на ее будущее. Сделал ли или делает он что-нибудь, что формирует новое будущее, и какое именно.

При этом понятно, что решающее значение для нас с вами, для страны, для народа имеет именно третья характеристика, поскольку она формирует исторические тренды. Первые же две формируют только образ самого президента и условия его политического существования, что ему важно, а нам не очень.

Поэтому я не буду сравнивать президента Алмазбека Атамбаева с предшественниками, тем более, что когда мы уже знаем, чем они закончили. Не буду я говорить и о том, что говорил Атамбаев, когда хотел стать и когда стал президентом и что он реально делает. Оставим это сладкое занятие: сравнивать обещания и реальность - оппозиции, которой у нас, правда, опять толком и нет.

Я бы хотел попробовать понять, значимы ли, в чем и насколько действия нового президента с точки зрения изменения ситуации в стране в лучшую сторону.

Существует несколько, собственно три, системных проблемы страны, которые, конечно же, взаимосвязаны, но, тем не менее, можно рассматривать как некоторые отдельные векторы работ.

Первой я бы назвал кризисное состояние общества. Очевидно, что президента заботит эта проблема, и не только судя по словам, которые явно ориентированы на укрепление национального самосознания и социальной гармонии, но и по некоторым действиям. Меры по борьбе с коррупцией, усиление внимания к историко-культурным вопросам, попытка разобраться с событиями июня 2010 года – все это, конечно, реальные вещи именно в эту сторону.

Сожалеть можно только о том, что этим действиям не хватает полноты, а самое главное – мощности. Об этом можно судить уже сегодня, поскольку, когда речь идет о мощности, то это видно сразу, не говоря уже про сто шестьдесят девятый день.

Мы видим, что уровень межэтнического согласия, или доверия к власти, или патриотизма не растет, а падает.

Мы видим, что президент фактически не может свободно посещать все уголки своей страны.

Мы видим, что правительство не смогло даже ста дней прожить на ресурсе людских надежд и от отставки его удержало только президентское усилие, а не доверие граждан

Мы видим, что борьба с коррупцией, так же как до нее борьба с организованной преступностью оказались не более чем слабенькой пиар-кампанией.

Ну и так далее. Все основные параметры общественного состояния не демонстрируют позитивных подвижек. Это означает, что при нынешнем рабочем режиме президента, ни сто, ни две тысячи двадцать один день ничего не изменят. Машина не тянет.

Мощность, помимо политической воли президента определяется тремя вещами: (1)силой самой идеи, плана действий, (2)мощностью тех общественных сил, которые президент сумел воодушевить и собрать вокруг себя, и (3) уровнем работы аппарата.

Я думаю, что следует констатировать дефицит и того и другого и третьего: то есть и мощных идей, и общественных ресурсов, и достаточной работы аппарата. Я не хотел сравнивать с предшественниками, но совершенно очевидно, что если Роза Отунбаева еще пыталась сформировать президентскую позицию как объединяющую лучшие силы общества, то Алмазбек Атамбаев – президент-затворник. Его нет в центре общественных дискуссий и общественного проектирования. Мнение президента по волнующим общество вопросам и проблемам мы практически не знаем, несмотря на его периодические развернутые интервью. При этом я, как и многие наши сограждане, пока еще искренне верю, что существует желание Алмазбека Атамбаева поменять ситуацию. Но одного этого и одной только позиции арбитра, которую он, как очевидно, занял, явно недостаточно. Для того состояния, в котором мы находимся, только президент общественный, духовный, нравственный лидер сможет сдвинуть дело и остановить падение в пропасть.

Вторая проблема – состояние государства. Тут дела обстоят существенно хуже. Эффективная система государственного управления не только не запущена, но даже и не спроектирована.

Исполнительная власть, правительство продолжает сохранять прежнее содержание и структуру, ограничившись лишь косметическими изменениями. Намерения реально реформировать административно-территориальное устройство также нет.

Парламент работает хаотично, что, конечно, вроде бы лучше, чем когда он является просто придатком президентского института. Но когда этот хаос пытаются выдать за демократичность, то это сильная иллюзия. Поскольку на самом деле все принципиальные решения парламента все равно формируются в президентском крыле Белого дома.

Как прошло формирование местных органов самоуправления мы уже увидели и увидели, что оно существенно отличается от прежней системы. Но в худшую сторону.

То есть никаких позитивных изменений в состоянии государства тоже пока нет и не предвидится. И общественное сознание совершенно отчетливо это ощущает. Рейтинг государства, его различных органов не растет.

Почему президент не становится в центре или в авангарде изменений государственной машины? Потому что интересы и цели Алмазбека Атамбаева как лидера, обязанного думать о будущем, приходят в противоречие с его политическими интересами. Как глава государства он не может не понимать и понимает, что страна потеряла управляемость, что ей не нужна такая громоздкая управленческая надстройка, что надо корректировать правовую систему. Но в политическом плане его устраивает и нынешний нестабильный парламент, и беспомощное правительство, и никому не нужные губернаторы и акимы. И то и другое и третье создает хороший фон и хорошие условия для политического манипулирования.

Одновременно мы видим, в частности, на законе о правительстве и о судебных органах, что начался процесс перетягивания полномочий, укрепления и расширения президентского мандата.

То есть по всем признакам президент действует в логике своего политического выживания и укрепления, а не в логике развития страны. Могу сказать, что на моей памяти все президенты делали так и все говорили, что они сначала должны укрепить свою власть, чтобы потом было возможным произвести изменения. Действительно – это понятная логика. Но всегда все заканчивалось только первой частью.

Нам осталось немного подождать, чтобы увидеть, как использует свою укрепляющуюся власть президент Атамбаев.

Третья проблема – состояние страны, под чем я понимаю ее устойчивость, разные виды безопасности, состояние экономики и так далее.

Здесь вообще дела плохи и было бы недопустимо закрывать глаза на то, что они быстро ухудшаются. Во всяком случае, ухудшаются значительно быстрее, чем правительство успевает принимать меры.

Я не помню такого уровня падения темпов экономического роста, даже во время кризиса, если мне не изменяет память, он был ниже. Я не помню такого числа проблем с энергообеспечением, даже в ту бакиевскую кизячную зиму, когда не было воды в Токтогулке, отключений было меньше. Я не помню такого масштаба проблем в сельском хозяйстве (и цены на ГСМ, и доступ к финансовым ресурсам, и размеры посевов озимых, и возможности сбыта сельхозпродукции, и обеспеченность удобрениями, падеж скота и так далее и так далее), который есть сегодня, и который, совершенно очевидно, разразится по осени серьезным социальным, если не политическим кризисом. Причем даже вот эти разрекламированные меры с якобы доступными кредитами стали не помощью, а породили новую коррупционную тему и социальный раскол. Мы стоим на пороге серьезных вызовов нашей продовольственной безопасности. И в лучшем случае, это может закончиться, особенно на фоне роста курса доллара, существенным ростом цен. Вот эти небольшие попытки бунта заемщиков, которые были купированы сейчас, приобретут радикальный или даже экстремальный характер. Потому что в их положении окажется большинство сельчан.

Я считаю исключительно важным то, что пытается сделать президент по энергетической безопасности, в частности, по диверсификации обеспечения страны нефтяными продуктами, газом и его попытки хоть как-то противостоять внешней монополизации, чтобы не говорить слово «колонизации», в электроэнергетике.

Но, во-первых, мы должны быть готовы к тому, что эти попытки обязательно дадут и негативные последствия. И президент должен прямо сказать народу, какими могут быть эти последствия. Все мы поняли, что он не хочет стоять на коленях и, зная его характер, скорее всего – не будет. Но в каком положении будем стоять мы все – граждане Кыргызстана? А во-вторых, в любом случае, диверсификация приведет к росту цен на нефтепродукты в направлении мирового уровня. (В Европе, вы знаете, цена на бензин уже кое-где достигла 1,86 евро – это 111 сомов. Я только что был в Китае, в центральной его части бензин стоит 8,5 юаней, то есть 63 сома). И об этом тоже надо прямо сказать людям. Конечно, для людей, которые пришли к власти на протесте против повышения тарифов -это трудная задача, но ее все равно придется решать.

Несмотря на антикриминальные кампании (по борьбе с коррупцией, с организованной преступностью), никто из нас не ощущает, что жизнь стала безопаснее. Наоборот, правоохранительная система стала представлять большую угрозу для граждан, поскольку под прикрытием борьбы с виновниками апрельских, июньских событий, коррупционерами, нечестными судьями и так далее, бизнес на правоприменении стал еще больше процветать. О состоянии судебной системы я вообще не говорю: ее полностью развалили, ничего не создав. Тема прав человека вообще выпала из повестки парламента: ни один из комитетов этим не занимается.



Вот такое положение в стране.

Таким образом, несмотря на обычное обилие победных реляций и высокое мнение о своей работе, которое традиционно существует внутри самой власти, ситуация в ключевых сферах к лучшему не меняется.

Я не хотел, опять же, сравнивать: что говорил Атамбаев и что происходит, но тут придется сказать, что в этом году, как мы все помним, нам обещали прорыв. Думаю, что это все-таки было несколько излишне оптимистичное утверждение.

Поэтому вот эту первую фазу президентского срока я бы охарактеризовал как предварительный, вводный этап, на котором решались две основные задачи: (1)сохранить некоторую политическую и социальную стабильность, и (2) придать этой стабильности контролируемый главой государства характер. Все те идеологические и политические конструкции, которые выдвигались и реализовались на этом этапе, были также промежуточными, или предварительными, временными, нацеленными на выполнение именно этих двух задач.

Сейчас настало время следующей фазы. Необходимо переходить к основной программе. Если это будет осознанно и реализовано, то президентство Алмазбека Атамбаева и все те процессы, которые так необходимы стране, получат новый импульс, Если же мы и дальше будем двигаться в режиме не более чем сохранения едва теплящейся стабильности, то уже осенью, после летних отпусков президент будет поставлен перед необходимостью принимать значительные усилия, а попросту говоря – отправлять в отставку правительство, а затем, к весне и парламент, чтобы за счет этого сохранить свои политические ресурсы.

Проблема состоит в том, что, насколько мне известно, сегодня еще не существует проекта усиления, который так необходим президенту Атамбаеву.

Вообще, сегодня для Атамбаева сложилась самая неблагоприятная ситуация. Позитивных продвижений в жизни страны нет. Сильного плана действий нет. Вдохновляющей оппозиции – тоже нет. А власть есть. Это почти в точности акаевская ситуация 95-го или бакиевская ситуация 2007 годов. В предшествующих двух случаях это было начало пути к печальному концу. Поэтому сегодня главная проблема для Атамбаева – это сам Атамбаев. Сейчас он проходит ту самую точку принятия решений, когда в авиации летчик должен решить: поднимать ли самолет в воздух? Пропустишь этот момент – уже не взлететь.



Валентин Богатырев

Просмотров: 636 | Добавил: TRIADAS | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Какие времена года Вам больше всех нравится?
Всего ответов: 4

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0