T R I A D A S

Суббота, 20.04.2024, 05:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Март » 12 » Новая элита нужна Кыргызстану как воздух (Часть I,2)
09:56
Новая элита нужна Кыргызстану как воздух (Часть I,2)

Новая элита нужна Кыргызстану как воздух (Часть I)

04/03/13 10:14, Бишкек – ИА «24.kg», Талип ИБРАИМОВ       

Издревле кыргызы жили, любили и умирали среди гор. Горы, оставляя для обзора лишь небо, закрывали горизонты. Вероятно, это способствовало возвышенному строю мысли, и поэтому неудивительно, что самый объемный в мире эпос был создан кыргызами. Свыше миллиона поэтических строк, больше полугода в поте лица сказывает их манасчы, если, разумеется, позволит здоровье.

Естественно, что при такой великой любви народа к поэзии ему было недосуг размышлять о таких прозаических вещах, как экономика, разумное устройство жизни и т.д. и т.п., и пока кыргызы наслаждались бесконечными подвигами эпических героев, остальное человечество, развивая свои чувственные и умственные возможности, совершенствовалось, придумало капитализм-коммунизм, научно-технический карт-бланш. Однако было бы несправедливо утверждать, что кыргызы остались совсем в стороне от ослепительного галопа прогресса. В течение 70 лет под сенью советской власти кыргызы после многовекового упорного молчания оформили свое бытие и культуру в знаковые системы и таким образом легализовались в мировом сообществе, включились в движение цивилизации, что, насколько известно, ни у кого не вызывало особых возражений.

Все противоречия и неистовые самоутверждения начались с обретения республикой суверенитета. Как показывает исторический опыт, маленькие страны, подобные Кыргызстану, вступившие на самостоятельную стезю, начинают свое самоутверждение с формирования полноценного общественного самосознания без патетики, надрыва, без легализации вариантов компенсации комплекса неполноценности, который просто не мог не стать частью национального сознания вследствие долгих веков зависимости от больших народов.

Разумеется, это работа не одного дня и, быть может, не одного года. Необходимо объединить усилия лучших умов отечества - философов, психологов, людей иных профессий, чтобы совместными усилиями выработать тактику и стратегию воздействия на общественное сознание. Мы же начали с воинствующей патетики, когда с ходу в пожарно-аварийном порядке стали воплощать идеи национального возрождения. Схватывали все, что на виду, втискивали всю мудрость мира и беспощадно эксплуатировали, не обременяя себя ни сомнениями, ни здравой мыслью, хотя бы даже такой простейшей, как невозможность возвращения современного общественного сознания к знакам и символам первобытных сообществ.

Так начался процесс дискредитации великого памятника отечественной культуры - эпоса «Манас». Постоянно нагнетаемый ажиотаж вокруг него парализовал общественную мысль, которая заметалась в усилиях совместить несовместимые философские координаты, а наша неповторимая способность самовозбуждаться от своих достоинств довела общественную атмосферу до такой степени, что Манас стал уже восприниматься как реальная историческая личность, а умозаключения фольклористов по поводу эпоса - как составная часть развитой философской системы, имевшейся у древних кыргызов. Понятно желание иметь великую историю, но зачем так безоглядно увлекаться?!

Эпос «Манас» - это не жизнеописание конкретного героя, не свод законов и правил, а прежде всего произведение искусства, и его связь с жизнью выстраивается через целую цепь посредников, в качестве которых выступают эстетика, философия, социология... Филологи оценили богатство языка, эстеты - художественные достоинства, философы из событий, конфликтов, взаимоотношений героев извлекли мысли, умозаключения, и таким образом все вместе пришли к выводу, что эпос «Манас» - выдающееся произведение, вклад кыргызов в мировую культуру.

 

И, вероятно, нужно задаться злонамеренной целью дискредитировать эпос, чтобы этот уникальный памятник архаической культуры использовать как средство пропаганды на равных с современными аудиовизуальными творениями, которые делаются с учетом психологии восприятия современного читателя, зрителя. И какой бы гордости мы ни преисполнялись за наш эпос, нам никуда не скрыться от факта, что глубина и мощь эпоса доступны только исследователям да редким любителям, а для всех остальных - это концертный номер или необычайно длинная сказка, для чтения которой необходимо иметь много мужества, терпения и, безусловно, очень много свободного времени.

Привязка патриотизма к знанию текстов эпоса, извлечение из эпоса путеводных истин - это не только ущерб его авторитету, но и публичное признание собственной интеллектуальной беспомощности. Общественная мысль, ведомая неадекватными политиками, учеными, становится невменяемой. Во всех школах, вузах ввели манасоведение. Это означает, что все обязаны прочитать океаноподобный «Манас». Естественно, мало кто прочитает, когда не хватает времени на самые необходимые предметы, на овладение специальностью. Преподаватели манасоведения будут закрывать глаза на это, возможно, как у нас водится, брать за зачет взятки. Так патриотизм не воспитывается, так любовь к эпосу не формируется, так с детских лет насаждается пренебрежение и ненависть к нему. Этого вы добиваетесь, господа патриоты?

Я прочитал труды профессора С.Байгазиева, самого более или менее профессионального из пропагандистов. Это - если убрать публицистические выверты и патриотические всхлипы - поурочные планы в неполной средней кыргызской школе, когда изучается фольклор, начальная часть литературы. Там он на месте. И по мыслям, и по увлекательности рассказа. Я не понимаю, зачем навязывать великий эпос всем и вся? Чтобы показать всему миру свое агрессивное слабоумие, свои неизжитые комплексы? Неужели не понятно, что растаптываете, превращая в пыль под ногами, великое произведение? Эпос - не история КПСС, не «Майн кампф» А.Гитлера, не цитатник Мао Цзэдуна. Эпос - произведение искусства. Духовность насильно не насаждается, она - результат добровольных усилий. Если эпос насаждается, то он опускается до уровня прокламационной листовки. Мне больно за эпос и стыдно за соотечественников, которые не понимают, что они творят. Усилиями ура-патриотов мы становимся посмешищем для всего мира.

Общеизвестно, что истоки культуры - в народном творчестве, которое в своем движении из глубины веков впитывало образы и мысли разных эпох, иначе говоря, народная культура не есть нечто застывшее монументом однажды и навеки, как сознательно или по неразумению хотят ныне представить наши мыслители - неразбавленные патриоты, сводя все разнообразие и перспективы культуры к мастерству комузиста, наигрышам на свирели и айтышам графоманов. В унисон этому патриотическому направлению из ветхих сундуков достали тенирчилик и провозгласили незаменимым регулятором духовности и нравственности кыргызов в прошлом и на все грядущие времена.

Тенирчилик - как представили его адепты - это нехитрый набор архаических символов, элементарное начетничество и в качестве доказательной базы - мощная артиллерия риторики, скудной на образы и мысли.

Безусловно, все это любопытно с точки зрения созерцания невинных упражнений в демагогии и риторике, но когда эту громоздкую, с трудом читаемую конструкцию представляют идеологией государства, то не знаешь, смеяться или плакать. Абсурдность этой затеи - за пределами здравого смысла. Особенно в контексте сегодняшнего уровня социологической мысли, когда сообщества концентрируют внимание на механизмах развития массовой рефлексии, на независимости личности от всяческих догм, рассматривая все это как безусловный фактор современной цивилизации.

Никто не сомневается в глубине и величии народной культуры, никому и никуда не убежать от традиций, но когда традиции вознесены в авангард народного сознания, то они довлеют и своей неподъемной массой душат побеги, способные к развитию, и таким образом лишают культуру перспектив.

Сегодня Кыргызстан, как бы он ни упирался, в качестве одного из субъектов человечества все неотвратимое втягивается в мировое информационное пространство, где буйствует диктат стандартов, новых технологий во всех областях человеческой деятельности, и будущее народа, его культура зависят от того, насколько рационально он смог подготовиться к затяжному штурму глобализационных структур, чтобы суметь отстоять свою неповторимость от тотального прессинга этих самых стандартов.

Мы же встречаем грозный вал глобализации с ее непременным спутником - массовой культурой - зубрежкой эпоса «Манас» и фетишизацией архаики, простодушно полагая, что таким образом сохраним свою самобытность.

Однако представляется, что именно эта самая архаическая культура в силу отсутствия развитых форм самовыражения и неадекватности современному самосознанию общества в первую очередь беззащитна перед массовой культурой. Противостоять ее натиску, не раствориться в ней, относиться к ней как к неизбежности, при этом сохраняя статус духовной автономии, могут только культуры с развитыми системами рефлексий, символов, способные сотрудничать с высокой культурой мира.

Отсюда мы можем заключить, что установка наших несравненных идеологов на архаичность, которую почему-то назвали «возрождением», губительна для национальной культуры. Из поля внимания общества стараниями недобросовестных публицистов уводится тот факт, что в ХХ веке этот самый процесс возрождения состоялся, когда культура кыргызов из области преданий и мифов оформилась в знаковые системы и прошла значительный путь развития. В запале обличений тоталитаризма мы забываем об этом. Безусловно, приятно быть бескомпромиссным обличителем, но, извините, сделал ли для национальной культуры суверенный Кыргызстан хоть малую толику того, что было сделано за годы советской власти?

Болезненная страсть к демонстрации национальной самобытности привела к тому, что явственно наблюдается деградация литературы и музыкальной культуры. Идет масштабное поощрение графоманства, когда вовсю протежируются произведения ура-патриотического толка, сомнительных художественных или научных достоинств, а подлинная проза и поэзия не издаются. Забыта классика, сцены заполнили эстрада, манасчы, комузчы и фольклорные оркестры.

С другой стороны, нельзя не отметить, что виды искусства, которые не отягощены традициями, такие как, например, кинематограф и изобразительное искусство, не теряя национального колорита, непринужденно вписались в контекст мировой культуры и имеют свой уважаемый имидж.

Заметим, что они поднялись на почве органического усвоения именно народной культуры, а не на демонстрации по поводу и без повода национальных особенностей. Видимо, их опыт заслуживает пристального внимания наших идеологов, зацикленных на демонстрации исключительной самобытности культуры. Ученые констатируют, что подобная зацикленность есть не что иное, как синдром компенсации уязвленного национального сознания, своего рода проявление комплекса неполноценности.

Примем во внимание и то, что у любого здравомыслящего человека чрезмерная риторика по поводу своих выдающихся качеств рождает сомнения в нашей психической и умственной состоятельности.

Думается, что у кыргызов нет поводов комплексовать. Пройдя через века, они сохранили свое самоназвание, свою самобытность. Вступив в ХХ век поголовно неграмотными, они, приобщившись к цивилизации, через полвека выдвинули из своих рядов личностей, имена которых на слуху у всего мира. Только эти два неопровержимых факта, вне всех остальных, придуманных или преувеличенных, заслуживают великого уважения, свидетельствуя о незаурядной потенции народа, и поэтому нет никакой надобности в барабанной риторике о своих выдающихся качествах, которые, не вызывая доверия, наносят непоправимый ущерб достоинству народа.

URL: http://www.24kg.org/community/147767-kyrgyzstan-uluchshil-pozicii-v-rejtinge-svobody.html

Новая элита нужна Кыргызстану как воздух (Часть II)

05/03/13 09:19, Бишкек – ИА «24.kg», Талип ИБРАИМОВ        

Мы живем в удивительное время. Вакханалия приобщенных к демократии превратилась в нескончаемый карнавал амбиций. Вырядились в мыслителей, революционеров, реформаторов, на самый худой конец - в оппозиционеров, в криминал. Никто не отваживается быть самим собой. Все, как от чумы, со всех ног убегают от самих себя.

Для бедного кыргыза, который раньше, чтобы его приметили, из собственной кожи выпрастывался, настали золотые времена. Теперь он самый древний, самый мудрый, у него самый великий эпос и невообразимо богатый язык. И, разумеется, самое необыкновенное будущее.

Риторика и пафос, утратив статус возвышенного, перешли в разряд обихода, и таким образом, как китайской стеной, защищают от посягательств прогресса. И кто его знает, как долго мы будем перебедовывать детские забавы самобахвальства, но, думается, когда-нибудь созреем и до того, чтобы писать красиво, мыслить мудро - все это можно подделать, подтасовать, не зазорно и украсть - разве существует невозможное в век Интернета? Что невозможно подделать, так это свою сущность, свою честь, которые неотвратимо убывают по мере того, насколько дольше и упрямей мы возводим бутафорские самоидентификации на потребу остальному миру.

Мы разучились быть умными не для мира, а для себя. Мы разучились быть честными не для мира, а для себя. Мы разучились брать вину на себя, во всех наших бедах виноваты обстоятельства и внешние силы. Мы сами себя с энтузиазмом превращаем в фантомов. И подобно им исчезнем, если не сумеем направить энергию ура-патриотов в другое русло.

Все-таки со дня обретения самостоятельности прошло довольно много лет, и за это время можно было вдосталь упиться суверенитетом и уже трезво осознать, что движение вверх - это быть самим собой, принять ответственность на себя за свои мысли и действия.

Движение вниз - это желание выглядеть мудрее, красивее, без зазрения совести привлекать авторитеты, всю мудрость мира, все извивы рефлексий. В конце концов, миром, где буйствуют орды идей, управляют простые и ясные истины, великая культура человечества, ценности демократии и религий. Они - как таблица умножения, усвоив которую, субъект или субъекты способны к интегралам, которые уходят, врастают в глубины каждого человека, общества.

Мы все родом из Советского Союза, какими бы продвинутыми демократами себя ни презентовали. Методы, выверты, способы, ужимки, вплоть до привычки при каждом телодвижении распирать грудную клетку до упора сбереглись на генном уровне.

Цели, как всегда, великие, оружие - риторика и пафос, враг - здравая мысль. Поэтому неудивительно, что империя, едва успев рассыпаться, вдруг по всей обширной территории заполыхала пожарами неудержимых амбиций. Одни бросились на поиски заветного слова, которым спасут человечество, другие с потрохами приватизировали Тимура, третьи - гуннов и Чингисхана, короче, все звучные имена, династии разом обрели своих тоскующих потомков. Кыргызы, поначалу замешкавшиеся на этой ярмарке тщеславия, однако, не растерялись: громогласно объявили о 2200-летии своей государственности, ссылаясь на таинственные иероглифы, расторопно подкинутые китайцами.

Подозреваю, уступи китайцам еще одну горную гряду или часть озера Иссык-Куль, они подкинули бы иероглифы о том, что кыргызы стояли у истоков циньской династии. Держать в дураках неуверенные в себе народы, периодически подкидывая им мифы, - любимая и небескорыстная забава больших народов. Вся Африка с ума сходит в претензиях на родство с фараонами.

Если рассуждать здраво - какой прок идиоту от того, что его предки были царями? Или какой прок жалкому народу, если вдруг обнаружится его многотысячелетняя родословная? Так нет же, жульничают, подтасовывают, чтобы доказать свою древность или исключительность. Логика слабоумных.

Каждое поколение независимо от реальных или фиктивных регалий предков обречено доказывать свою состоятельность. Сумма доказанных состоятельностей, протяженная во времени, составляет историю народа, культурные традиции, государственную преемственность, духовный потенциал, обозримые перспективы.

За годы суверенитета мы не доказали свою состоятельность. Сплошная демагогия и истеричная риторика. За двадцать лет кыргызы не сумели выдвинуть из себя подлинную элиту, для которой интересы народа - не риторическая фраза в конкурентной борьбе, а образ жизни.

Это и неудивительно, ибо элита формировалась из представителей номенклатуры советского времени, поднаторевших в игре словами и понятиями. Пафос и риторика, обезоруживая народ, позволили элите растащить все, что под руку попадется, и пустить страну по миру побирушкой с протянутыми руками.

Но терпение и простодушие народа не беспредельно и, думается, он уже осознал, что без радикальной смены политической элиты страна обречена. Инстинкт самосохранения не может не выдвинуть на авансцену людей, не зацикленных на сочинении необычайно героической истории народа, на хватательных рефлексах, которые созрели до понимания того, что на сегодняшний день самый меркантильный интерес - это судьба Родины.

Их достали бесконечные шарахания от одной модели к другой, когда реалии нашей жизни берутся только для того, чтобы c садомазохистским удовольствием соотносить с образцами развитой демократии, а не для того, чтобы на основании их анализа и обобщения подняться до собственных концептуальных установок, или, в конце концов, хотя бы до одной единственной плодотворной мысли, необходимой именно для нашей страны именно в это время.

Думается, пришло время нового поколения, которое поднялось до уровня трезвого взгляда, не унижая и не возвеличивая себя. Нет страшнее унижения, чем возвеличиваться на ложных посылах.

Новая элита нужна как воздух.

URL: http://www.24kg.org/community/147767-kyrgyzstan-uluchshil-pozicii-v-rejtinge-svobody.html

 

Просмотров: 639 | Добавил: TRIADAS | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос

КТО ИЛИ ЧТО УПРАВЛЯЕТ МИРОМ?
Всего ответов: 2

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0