Человеку
с инвалидностью в жизни достаются самые тяжелые испытания, начиная с семьи и
кончая равнодушием общества и власть имуших.
Если
рассматривать под этим ракурсом человека с инвалидностью, тогда становится
очевидным, что его участие в трудовом процессе необходимо и ему самому, и
сообществу, в котором он пребывает.
Конечно же,
все трудовые отношения должны быть отрегулированы законодательно, но не менее
важным, а порою, и решающим является личная инициатива человека с
инвалидностью, желание адаптироваться в обществе, учиться, повышать
профессиональную квалификацию и не останавливаться, не отступать от намеченной
цели. Любой опыт и знания, приобретенные в процессе поиска работы и общения с
работодателями, обязательно окажутся полезными, и позволят увидеть новые
варианты достижения результата.
Если
спросит у большинства ЛсОВ, что такое Индивидуальная Программа Реабилитации, то
они скажут, «впервые об этом слышим».
Сейчас формирование Индивидуальной программы
реабилитации (ИПР)
происходит при первичном или очередном освидетельствовании на инвалидность в
учреждении медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Формирование ИПР должно проводиться всесторонней оценкой состояния здоровья,
социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью.
На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются
мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить
нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой,
общественной и профессиональной деятельности.
Сформированная карта Индивидуальной
программы реабилитации должна подписываться руководителем учреждения
государственной службы медико-социальной экспертизы и инвалидом (или его
законным представителем), заверяться
печатью учреждения и выдаётся на руки инвалиду (или его законному
представителю). Если инвалид (или его законный представитель) не согласны с
содержанием карты ИПР, то имеют право не подписывать документ. В таком случае,
ИПР приобщается к акту освидетельствования на инвалидность и не выдаётся на
руки инвалиду (или его законному представителю).
К сожалению, большинство людей с инвалидностью
пассивно относятся к своей роли при формировании ИПР и чаще всего по истечении
месячного срока они получают уже готовый документ, в котором мало учтены их
реальные потребности и желания. Чтобы избежать споров в вышестоящих инстанциях
или в суде по поводу результата, в виде неудовлетворяющей Вас ИПР, настоятельно
рекомендуем активно включиться в этот процесс ещё на стадии формирования
реабилитационных мероприятий и услуг. Прежде всего, нужно обозначить перед
сотрудниками медико-социальной экспертизы те реабилитационные услуги и технические
средства, которые необходимы.
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм
и форм собственности.
ИПР имеет для
инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного
вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации
программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении
себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации,
включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со
специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы
с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Предусмотренные
индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства
реабилитации, предоставленные им за счет средств государственного бюджета и Фонда социального
страхования Кыргызской Республики,
передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Без сформированной ИПР инвалид не сможет получать от
государства никаких реабилитационных услуг, технических средств реабилитации и
санаторно-курортного лечения. Без индивидуальной программы реабилитации он не
сможет встать на учёт в службе занятости населения, как безработный гражданин,
а значит - воспользоваться услугами по профессиональному обучению или получать
пособие по безработице.
В соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида образовательные учреждения
совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения
обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов,
получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и
высшего профессионального образования.
Инвалидам,
занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с
Индивидуальной программой реабилитации инвалида.
|